Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 18, тел./факс 8 (812)571-67-96  e-mail: ooa@archeo.ru

 

Новости

 

Проекты

 
 
 



Подготовка исторической справки на земельный участок, расположенный по адресу:
г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Тулонская аллея, 2, лит. Л


Исследуемый участок расположен на четной (южной) стороне Тулонской аллеи, на территории относящийся до недавнего времени к Кронштадтскому Морскому заводу. Тулонская аллея — самая восточная улица Кронштадта, проходящая от Ленинградских ворот до Ленинградской пристани (прежние названия Петербургские ворота и Петербургская пристань). Магистраль представляет собой две проезжие части, разделённые пешеходной зоной с тополиной аллеей (в 2000-е годы старые деревья были вырублены, а вместо них высажены новые).
По данным Топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга, Тулонская аллея первоначально (XIX в. – 1916 г.) не имела названия и именовалась просто Аллея. С 1960-х гг. трасса получает название дорога на Ленинградскую пристань. Современное наименование улица получает 28 декабря 1999 г. в честь побратима Кронштадта – города Тулона.
Исследуемый участок расположен на намывной территории. Изначально это место являлось частью акватории Финского залива. До 1854 – 1855 гг. какие-либо сооружения на этой территории отсутствовали. В 1854 – 1855 гг. здесь строятся ряжевые пристани, соединенные с берегом деревянными мостами. Расположение одного из этих мостов совпадает с трассой современной Тулонской аллеи. Второй мост представляет собой ответвление от первого к юго-востоку.
В 1880 г. в пределах существующих причальных сооружений была построена новая пароходная пристань. С берегом пристань соединялась дамбой, созданной на месте деревянного моста. Начиная с 60-х гг. XIX в. территория, расположенная к северу от дамбы, постепенно засыпается. В первые десятилетия XX в. она была полностью засыпана; береговая линия этого участка получила очертания, близкие к современным. К югу от дамбы, на месте участка обследования, на планах XX в. показана бухта Финского залива. Эта территория была намыта уже в советский период, вероятно, во втор. пол. XX в.

Развитие территории в средневековый период

Остров Котлин, на котором был основан город Кронштадт, расположен на легендарных путях «из варяг в греки» и «из варяг в арабы». Вероятно, уже в период раннего средневековья он использовался купцами и мореплавателями в качестве места для кратковременных стоянок. Поселенческих комплексов этого периода, связанных с постоянным пребыванием на острове какого-либо населения, археологически не выявлено. Неизвестны они и по письменным источникам.
Начиная с XIII в. остров Котлин фигурирует в договорах между Новгородом и Ганзой. Остров рассматривается в качестве пограничного пункта, восточнее которого лежат владения Новгородской республики.



В XIII – XVI вв. Швецией неоднократно предпринимались попытки отодвинуть границу к востоку и, таким образом, изменить статус острова Котлин и всей акватории Невы. Первая из этих попыток окончилась Невской битвой 1240 г. Вторая попытка была предпринята в 1300 г.: в устье Охты было начато строительство крепости Ландскрона. Эта попытка так же окончилась неудачно для шведов: на следующий год Ландскрона была взята и разрушена новгородцами. В 1323 г. в истоке Невы новгородцы основывают крепость Орешек. В этом же году был заключен Ореховецкий мирный договор, который установил совместное владение островом Котлин Новгородом и Швецией. Военные действия между Россией и Швецией в XV – XVI вв. принципиальным образом не изменили имеющуюся политическую ситуацию. По Тявзинскому мирному договору 1595 г. граница со Швецией проходила через остров по линии Малая Ижора - Сестрорецк.
По данным Писцовой книги Водской пятины 1500 г., приневские земли входили в состав Спасского, Городенского и Ижорского погостов Ореховецкий уезда с центром в Орешке. Правобережье Невы, а также восточная часть острова Котлин, входили в состав Спасского погоста. Наименование погоста определялось названием главного храма - Спасской церкви, находившейся в Орешке. Ореховецкий уезд являлся частью Водской пятины Новгородской земли. В 1610-15 гг. шведские войска под руководством Якоба Делагарди завоевывают новгородские земли. В 1611 г. в устье Охты сооружается шведская крепость Ниеншанц. Вблизи крепости стал развиваться городок Ниен. 27 февраля 1617 г. в деревне Столбово между Россией и Швецией был заключен мирный (Столбовский) договор. Согласно этому договору, территория Приневья, а также остров Колин отходили к Швеции.Попытка вернуть утраченные территории была предпринята Россией уже в середине XVII в. Для занятия берегов Финского залива в 1656 г. в Приневье был направлен отряд под командованием воеводы стольника П.И. Потемкина. 3 июня 1656 г. им был осажден Нотебург (Орешек), а в 30 июня взят и сожжен Ниеншанц. Используя флотилию гребных судов, Потемкин высадил десант на остров Котлин. 22 июля 1656 года в районе Котлина произошел морской бой между казацкой флотилией и отрядом шведских гребных судов. В этом бою вражеский отряд был разбит и рассеян.
Однако в середине XVII в. России так и не удалось закрепиться на невских берегах. В 1660-х гг. Ниеншанц был уже заново отстроен шведами.

Развитие территории в
XVIII – начале XIX вв.
Начальная история Кронштадта неразрывно связана с событиями Северной войны. После взятия Ниеншанца и основания на Заячьем острове крепости Санкт-Петербург, Петр I приступил к обследованию островов дельты Невы и восточной части Финского залива. В октябре, когда шведский флот ушел на зимовку в Выборг, были обследованы фарватеры восточной части Финского залива. На участке между островом Котлин и мелью, тянувшейся до южного берега залива, было решено построить морской форт, который бы преграждал путь неприятельским кораблям в Невскую губу.
Форт был построен за одну зиму 1703 – 1704 гг. Работами руководил А.Д. Меншиков. 7 мая Петр с ближайшими соратниками осмотрел крепость, после чего она была освящена и названа Кроншлот (Коронный замок). Одновременно со строительством Кроншлота были построены две временные батареи на южном берегу Котлина.
В период с 1705 по 1724 гг. остров обрастает новыми укреплениями. К 1706 г. на косе в западной части острова был создан новый форт – Александр-шанц. При нем были построены казармы для размещения гарнизона и церковь. 4 декабря 1715 г. были начаты работы по расширению Кроншлота. Перестроенный форт представлял собой укрепление в форме вытянутого пятиугольника с башней старого Кроншлота в одной из его вершин и с гаванью внутри. Строительство было закончено к 1724 г. В 1717 г. были усилены укрепления Александр-шанца. В 1720 г. рядом с Кроншлотом создает форт «Цитадель».
Под защитой крепостных сооружений на Котлине начинается строительство города. Все строения первых лет были деревянными или глинобитными.
В 1709 г. на острове начинается строительство первой гавани для базирования военного флота. В 1713 г., когда эта гавань была еще не достроена, начаты работы по строительству целого комплекса гаваней, в будущем известных под названиями Военной, Лесной, Средней и Купеческой. Одновременно с гаванями шло строительство казарм, магазинов, госпиталей. В это же время создается и одно из наиболее парадных зданий Кронштадта этого времени – Итальянский дворец А.Д. Меншикова, известный по гравюре О. Эллигера 1727 г. рядом с дворцом располагались губернские дома.
В 1710-е гг. в Кронштадте начинают работать иностранные архитекторы – Д.М. Фонтан, Н. Микетти, И. Браунштейн. Создаются первые проекты строительства города, преимущественно, парадной южной набережной. Одним из таких проектов является рисунок И. Браунштейна, изображающий кронштадтскую гавань в том виде, в котором ее предполагалось построить.
В начале октября 1716 г. остров Котлин осматривают А.Д. Меншиков и Ж.-Б. Леблон. В начале 1717 г. Леблон представил генеральных проект планировки и фортификационных сооружений острова Котлин. Этот проект был утвержден Петром I, уже после смерти Леблона, в 1721 г.. План сооружений Котлина во многом близок известному проектному плану Петербурга, составленному Леблоном в 1717 г. Восточная часть острова была занята сильной крепостью с городом внутри нее и примыкающими к ней с юга гаванями. К гаваням примыкали форты «Новый Кроншлот» и «Цитадель». К западу от них, на косе, располагался форт с пятью бастионами. Два небольших четырехбастионных форта располагались в западной части острова – один на южном, а другой на северном берегу. Фронты укреплений главной крепости были расположены по системе новейшей голландской школы – системе Кугорна. Укрепления, обращенные к косе, состояли из шести бастионных фронтов сильного профиля, пересекающих остров с севера на юг. Более простого профиля были четыре бастионных фронта по северному берегу и два – по восточному. Далее оборонительная линия продолжалась по молам, ограждающими гавани с их одиннадцатью бастионами и редантом, замыкаясь на первый бастион западной линии укреплений. Внутренняя часть крепости разделялась четырьмя каналами. Основной композиционной осью планировки являлся канал, начинающийся в глубине гаваней и идущий к северному берегу острова. Второй осью являлся канал, расположенный перпендикулярно первому. В восточной части этого канала размещались бассейн с доками и бассейн для хранения лесных материалов. Все участки застройки короткой стороной располагались вдоль набережных каналов.
7 октября 1723 г. состоялась торжественная церемония закладки центральной крепости, которая получает название Кронштадт. Руководителем строительных работ назначается капитан-командор Э. Лейн.
Замыслы Петра были реализованы далеко не сразу и лишь частично. В 1728 г. столица была перенесена в Москву. Из Петербурга и Кронштадта начинается отток населения. Темпы строительных работ резко снижаются. Многие амбициозные проекты замораживаются. Ситуация начинает выправляться лишь с 1732 г., после возвращения столицы в Петербург.
В 1734 г. было завершено строительство укреплений центральной крепости Кронштадта. В ходе этих работ в план, утвержденный Петром I, были внесены значительные изменения. В частности, остается неизвестным, насколько соответствовали петровским замыслам первоначальные укрепления северной и восточной частей крепости.
Впервые укрепления на северном и восточном рубежах острова были показаны на карте Финского залива, составленной в 1750 г. капитаном Нагиевым.
С 1732 г. в городе возобновляется строительство каналов, однако первоначальные планы были сильно скорректированы. Вместо системы из четырех каналов был создан лишь один канал. Строительство этого канала планировалось закончить за три года, однако работы растянулись до 1752 г. Канал был назван именем Петра Великого.
Система укрепленных гаваней в южной части острова на планах 40 – 50 х гг. практически не отличается от проектного варианта. Причальные устройства в других частях острова на планах пер. пол. 40-х гг. XVIII в. не обозначены, что позволяет говорить об их отсутствии. В 1748 г. было издано распоряжение об устройстве Торговой пристани в восточной части острова за Петербургскими воротами. На планах пер. пол. 40-х гг. XVIII в. въездные ворота отсутствуют (поскольку не было и самой оборонительной стены). На карте 1750 г. ворота также не обозначены. В то же время на этом плане обозначена дамба, расположенная в направлении северо-восток – юго-запад, которая могла служить причалом для судов. Южный конец дамбы выходил к юго-восточному углу Лесной гавани, а северный оканчивался у того места, где возникают Петербургские ворота. В документах XIX в. эта дамба названа восточной оберегательной плотиной. Очень вероятно, что данная дамба и являлась первоначальной пристанью созданной после 1748 г.
23 июля 1764 г. в Кронштадте произошел катастрофический пожар, уничтоживший значительную часть города. Для ликвидации последствий пожара С.И. Чевакинский составляет генеральный план города, который должен был служить руководством для восстановления застройки. От петровской планировки был сохранен лишь ее общий характер. Основные магистрали на плане Чевакинского проходили не с севера на юг, как ранее, а с запада на восток. Старая планировка в какой-то мере сохранялась лишь в западной части. В южной части сохранялись постройки, выходящие к гаваням. Поддерживалась и идея создания двух прудов. В восточной части планировались новые замкнутые ансамбли с площадями. На плане Чевакинского впервые территория вокруг дока обведена каналом. Главной улицей мыслилась магистраль, проходящая вдоль северной стороны проектируемого канала. По существу Чевакинским был спроектирован новый город. План С.И. Чевакинского в свое время не был утвержден. К его реализации приступили лишь спустя 20 лет.
13 мая 1783 г. в петербургском Адмиралтействе произошел пожар. Близость Адмиралтейства к Зимнему дворцу, его положение в центре города и постоянная угроза пожара послужили причиной для указа Екатерины II о переводе Адмиралтейства в Кронштадт. Указ был подписан 28 мая 1783 г. 8 марта 1785 г. был утвержден «Генеральный план для строения адмиралтейства в Кронштадте…, сочиненный адмиралом Грейгом».
Проект Адмиралтейства 1785 г. был осуществлен лишь частично. Наиболее интенсивное строительство велось в 1785 – 1796 гг. За это время были построены магазины на Обводном канале, канатно-прядильный завод, мастерские, сухарный завод, лесной сарай, кузница. Обводный канал строился с 1785 по 1827 г.
После смерти М.Н. Ветошникова строительством Адмиралтейства руководил В.И. Баженов (1793 – 1799 гг.), а затем Ч. Кммерон (1802 – 1806 гг.).
Помимо общественных зданий во втор. пол. XVIII в. активно велось и гражданское строительство. До середины XVIII в. в Кронштадте не было ни одного каменного частного жилого дома. Такие дома появляются лишь к концу столетия. Они были немногочисленны и, как правило, небольшими. Деревянные дома строились на каменных подклетах (погребах), иногда с каменным первым этажом или мезонином. Наличники и карнизы покрывались резьбой, близкой корабельной.
В кон. XVIII – нач. XIX в. проводятся мероприятия по усилению оборонительной мощи Кронштадта. В 1799 г. создаются новые батареи – «Рифбанк» и «Двойная». В 1807 г., в период войны России с Англией, между «Рифбанком» и Ораниенбаумом была построена еще одна батарея. В 1780-е гг. деревоземляные молы, окружающие гавани начинают облицовываться камнем. В 1783- 1790-е гг. каменную облицовку получают некоторые бастионы и куртины Военной гавани. В 1783 – 1798 гг. в гранит был одет и самый старый форт крепости – Кроншлот. В 1806 г. инженер-генералом П.К. Сухтеленым был составлен проект новой каменной крепости взамен существующей земляной.

Развитие территории в
XIX – начале XX вв.
Наводнение 1824 г. нанесло огромный ущерб укреплениям и постройкам Кронштадта. В то же время наводнение ускорило замену деревоземляных укреплений на каменные и каменно-земляные. Проект укреплений крепости, разработанный П.К. Сухтеленым, был срочно доработан и утвержден. В 1825 г. приступили к его реализации.
По этому проекту южной стороной укреплений являлись гавани со своими молами. Оборона западной стороны состояла из двух фронтов, каждый из которых имел две линии, сходящихся под тупым углом. С внешней стороны углов располагались каменные одноярусные полубашни, а с внутренней – кирпичные оборонительные казармы. Между казармами и от их концов до берегов острова был предусмотрен оборонительный вал с каменным эскарпом.
Северная сторона крепости имела каменную оборонительную стену в виде ломаной линии, к которой примыкали четыре оборонительные казармы и три полубашни. С внутренней стороны к стене примыкала аркада. Такую же конструкцию имела и восточная оборонительная стена. В ней размещались Петербургские ворота с кордигардией. Фасад ворот со стороны крепости был оформлен в классицистическом стиле с использование элементов дорического ордера. На стыке северной и восточной линий укреплений располагалась оборонительная башня, приспособленная для размещения пушек и хранения пороха.
Строительство укреплений вокруг города было завершено в 1840 г. Почти одновременно со строительством укреплений главной крепости велось проектирование морских укреплений на южном фарватере. Работы по перестройке старых фортов продолжались вплоть до конца Крымской войны. В канун Крымской войны (1853 – 1855 гг.) укрепления Кронштадтской крепости состояли из сухопутных верков, морских фортов и батарей.
В 1827 г. был учрежден Строительный департамент по морской части, преобразованный затем в департамент при Морском министерстве. С 1830 г. этот департамент руководит всем строительством в Кронштадте. Таким образом, строительство в Кронштадте велось под руководством того же органа, что и строительство Петербурга, и теми же архитекторами. Проекты наиболее значительных зданий не только рассматривались и утверждались, но и исправлялись, а иногда и переделывались в Петербурге. Для строительства наиболее значительных зданий учреждались специальные комитеты. В это время в Кронштадте работают В.П. Стасов, А.П. Брюллов, А.Е. Штауберт и другие талантливые архитекторы.
12 марта 1827 г. был издан указ об учреждении Комитета для составления плана Кронштадта, «который бы в подробности показывал все заведения и строения ныне существующие и вновь потребные для Морского и сухопутного ведомства, равно города». Непосредственными исполнителями плана были инженер-полковник Ф.В. Шестаков и городской архитектор А.Н. Акутин. В 1829 г. план был утвержден Николаем I. Сложившаяся еще в XVIII в. планировка города в плане 1829 г. существенного изменения не претерпела, но была уточнена и детализирована.
В эти годы создается ряд новых зданий: таможня, Гостиный двор, Рыбные ряды, здание Градских присутственных мест, лютеранская церковь Св. Елизаветы, Военно-морской госпиталь, здание Первого учебного морского экипажа. Были капитально перестроены Итальянский дворец Меншикова и дом Миниха.
В этот же период велось не только казенное, но и оживленное частное строительство. По плану 1829 г. под снос предполагалось множество обывательских домов, попавших в зону строительства Морского или Сухопутного ведомств. Их владельцам разрешалось выстроить новые дома «по хорошим фасадам на назначенных по плану под обывательские дома местах» или переехать в Ораниенбаум, получив компенсацию за свой дом. В 1830 г. Николай I распорядился выдать 140 тысяч рублей из сумм, ассигнованных Департаменту военных поселений для предоставления ссуд застройщикам. Генерал-адъютанту П.А. Клейнмихелю поручалось составить положение об устройстве Кронштадта по примеру положения о Новгороде. 4 февраля 1833 г. это положение было утверждено. Для руководства строительством был создан Комитет об устройстве г. Кронштадта под председательством главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора. Комитет подчинялся непосредственно начальнику Главного морского штаба. На центральных городских улицах запрещалось строительство новых деревянных домов.
После больших пожаров 1848 – 1849 гг., уничтоживших значительную часть жилой застройки в северо-восточной и в северо-западной частях города, было решено придать этим участкам «правильное расположение и красивый вид», строительство деревянных домов запретить. Были точно установлены размеры участков по примеру тех, который существовали в Царском Селе, точно устанавливалось расположение строений на участке.
В пер. чет. XIX в. был проведен ряд мероприятий по благоустройству города. В 1804 г. в Кронштадте был устроен первый водопровод. К 20-м годам XIX в. этот водопровод обветшал и в 1827 г. было принято решение его расширить и модернизировать. Проект водопровода был составлен архитектором А.Н. Акутиным. Согласно утвержденному варианту проекта, вода должна была нагнетаться паровой машиной, позволяющей поднять ее на высоту около 3 м. Для водоподъемной машины было построено новое здание, которое находилось у Петербургских ворот напротив лютеранской церкви. От водоприемного фильтра до здания водоподъемной машины  трубопровод был проложен вдоль внутреннего края восточной оберегательной плотины. Здание водоподъемной машины строилось в 1837 – 1839 гг. Оно представляло собой двухэтажную купольную постройку с шестиколонным портиком. В здании находилось две паровые машины по восемь лошадиных сил каждая. За зданием находился водоем, куда вода попадала самотеком из залива. Эта вода поднималась машинами в резервуар расположенный на втором этаже башни, а оттуда в городскую сеть.
Во второй половине XIX в. Кронштадт становится крупнейшим центром судостроения. В 1847 г. начинается строительство Параходного завода. Строительство велось по проекту архитектора А. С. Кудинова, с учетом опыта английских, голландских и французских судостроителей. Это была одна из важнейших строек России сер. XIX в., осуществлявшаяся под руководством императора Николая I, а в дальнейшем его сыновей императора Александра II и великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. Непосредственно строительством руководили инженер генерал-майор В.П. Лебедев (1847-1848 гг.) и инженер-полковник А.В. Модрах (1848-1858 гг.). В годы Крымской войны при строящемся заводе были открыты первые его мастерские - для ремонта судов и механизмов паровой канонерской флотилии (1855 г.).
Ко времени окончания строительства завода решено было сосредоточить его деятельность исключительно на ремонте судовых механизмов паровых кораблей. Торжественное открытие Пароходного завода состоялось 3 марта 1858 г. в присутствии императора Александра II и виднейших руководителей русского морского флота. Первым управляющим завода стал морской инженер А.И. Соколов (1817 - 188? гг.), руководивший им более 20 лет (1857-1878 гг.).
Морской завод изначально занимал территорию к северу от Лесной гавани. Со временем территория завода была расширена. К середине XX в. завод занимал всю юго-восточную часть острова, гранича на севере с сооружениями Петербургской (Ленинградской) пристани.
В 1868 г. в Кронштадте был заложен Газовый завод. В следующем году завод был запущен, и в городе было организовано газовое освещение. Кронштадтский Газовый завод стал одним из первых в России. Он располагался за Петербургскими воротами на насыпной территории.
50 - 60-е гг. XIX в. были временем наивысшего расцвета кронштадтского порта. По мере увеличения оборотов столичного порта грузы с морских судов в Кронштадте стали перегружаться на лихтера. В 1850-х гг. весь грузооборот был перенесен в Кронштадт. Перевоз грузов в Кронштадт и их последующая переправка в Петербург были крайне неудобны и создавали большие трудности для внешней торговли. В 1860-х гг. было принято решение перенести порт на Гутуевский остров и углубить фарватер между Петербургом и Кронштадтом. Морской канал длиной 32 км., соединивший устье Невы с Финским заливом был построен в 1872 – 1883 гг. Новый порт на Гутуевском острове был оборудован к 1885 г.
Во втор. пол. XIX в. происходит перестройка и перевооружение крепостных сооружений. Многие сооружения, потерявшие свое военное назначение, исключаются из числа оборонительных укреплений. В 1895 г. при начальнике генерального штаба генерал-лейтенанте Н.Н. Обручеве была образована комиссия, которая составила проект вооружения крепости, отвечающий требованиям времени. Проект был утвержден 1 мая 1896 г. на совещании при военном министре. Проект предусматривал создание передовой обороны, выдвинутой вперед по отношению к существующей, со строительством новых сильных батарей на Кронштадтской косе, двух морских фортов на Северном фарватере и по одной батарее на Ораниенбаумском и Финском берегах залива. Существующие батареи предполагалось приспособить к установке на них новых артиллерийских систем. Для обеспечения батарей боеприпасами надлежало построить склад для их хранения вне сферы действия артиллерии противника.
План не был реализован полностью. Опыт Русско-японской войны (1904 – 1905 гг.) показал, что Кронштадтская крепость, еще не будучи полностью перестроенной, уже во многом не удовлетворяла новым требованиям по своему инженерному оборудованию и вооружению. В основу дальнейших мероприятий по модернизации крепости легли разработки генерал-майора К.И. Величко. В 1909 г. для составления плана по перестройке крепости. Комиссией было предложено вынести передовую линию обороны Кронштадта на мыс Инониеми – Красная Горка с постройкой в этих пунктах сильных фортов. К 1910 г. значительная часть работ по строительству фортов была завершена.
В процессе строительных работ, проведенных в крепостных сооружениях во втор. пол. XIX – нач. XX вв., облик их претерпел значительные изменения. В результате единообразный строгий классический вид крепости был нарушен. Она в значительной степени превратилась в конгломерат разновременных и разностильных сооружений.
Ко втор. пол. XIX в., причальные сооружения восточной части Кронштадта образуют достаточно сложный комплекс. Со времени своего создания пристани перед Петербургскими воротами используются для причаливания коммерческих пароходов, которые курсировали между Кронштадтом и Петербургом и Кронштадтом и Ораниенбаумом. Причальные устройства постоянно модернизировались, расширялись и дополнялись новыми конструкциями. Как городская пристань использовалась и Артиллерийская дамба. Судя по многочисленным свидетельствам, отдельные участки этой дамбы неоднократно сдавалась в аренду частным лицам для складирование материалов. В 1870-е гг. Артиллерийская дамба была соединена перемычкой с Петербургской пристани. В 1880 г. для причаливания пассажирских пароходов была построена новая пристань. Она располагалась к югу от причальных сооружений сер. XIX в. От пристани к Петербургским воротам была насыпана дамба, прошедшая по трассе прежнего деревянного моста. Пространство между этой дамбой и Артиллерийской дамбой постепенно засыпается и застраивается. Дорога, ведущая по дамбе от пристаней до Петербургских ворот, к кон. XIX в. становится самой восточной улицей Кронштадта.

Петербургская пристань – Тополевая аллея

Анализ исторических документов и картографических материалов позволяет говорить о том, что территория к востоку от Петербургских ворот изначально являлась частью акватории Финского залива. До 1854 – 1855 гг. какие-либо сооружения на этой территории отсутствовали. В 1854 – 1855 гг. здесь строятся пристани, соединенные с берегом деревянными мостами. Расположение одного из этих мостов совпадает с трассой современной Тулонской аллеи. Второй мост представляет собой ответвление от первого к юго-востоку.
К северу от этих сооружений находилась Артиллерийская дамба, выходящая к северо-восточной оборонительной башне. Артиллерийская дамба являлась первой достоверно известной пристанью на восточном берегу острова Котлин. Она была создана во втор. пол. XVIII в., а в 1830 – 1831 гг. капитально перестроена. Артиллерийская дамба существовала до нач. XX в.
Пространство между Артиллерийской дамбой и причальными устройствами пред Петербургским воротам, в плане представляло собой практически замкнутый треугольный контур. Начиная с 1860-х гг. территория внутри этого контура постепенно засыпается. В северо-западной части этой территории в 1868 г. был основан Газовый завод.
Территория между дамбами, вероятно, продолжала оставаться местом свалки городского мусора и в более позднее время. Не был определен и статус этой территории: на нее претендовали и городские власти, и Морское ведомство.
К юго-востоку от Газового завода устроен парк. Строительство парка было осуществлено, преимущественно, на средства Морского ведомства.
Причальные устройства, расположенные перед Петербургскими воротами, постоянно модернизировались, расширялись и дополнялись новыми конструкциями. Так, например, в 1874 г. Кронштадтской думой было принято решение о строительстве пристани за Петербургскими воротами «для приставания рыбацких лодок», причем было решено строить не наплавную, а ряжевую пристань. В ходе обсуждений этого вопроса в Думе гласный Н.И. Русанов объявил, что готов построить пристань за свой счет, «с тем только условием, что от города дадут ему камень». Это предложение было принято.
Порядок владения существующими причальными устройствами различными судовладельческими компаниями не был окончательно определен. Так в 1878 г. Дума поручила Управе навести справки, «на каком праве владеют пароходные компании ныне существующей пароходной пристанью у Петербургских ворот».
21 сентября 1878 г. Кронштадская дума принимает решение о строительстве новой пароходной пристани, которая должна была располагаться в пределах существующих причальных сооружений. Городской управе было предложено «составить подробный технический проект постройки пристани с проездом по особой насыпи вдоль южной оконечности Газового завода, а также по Артиллерийской дамбе в прорубленные в Восточной оборонительной стенке ворота». По поручению Городской управы инженером-полковником Мазуровым были составлены проект, план и смета на постройку пароходной пристани. 4 декабря 1879 г. проектные предложения были рассмотрены Кронштадтской думой. К рассмотрению было представлено три проекта: «1 – по направлению Артиллерийской дамбы; 2 – по соединению новой пристани с существующей земляной дамбой Петербургской пароходной пристани; 3 – по направлению параллельному этой дамбе до Петербургских ворот».
Для организации строительства пристани из числа думцев была создана специальная комиссия. Контракт на строительство был заключен с Петербургско-Петразаводской пароходной компанией. От пристани до Петербургских ворот решено было строить новую дамбу.
6 марта 1880 г. Городская дума постановила не дожидаясь окончательного согласования проекта в Морском министерстве, приступись к постройке пристани, «начиная с деревянной ее части». Вопрос о точной трассе земляной дамбы от пристани к Петербургским воротам к моменту начала строительства оставался открытым.
Вероятно, городские власти спешили с постройкой пристани из-за технологических особенностей устройства подобных сооружений. Начальный этап строительства всех сооружений Кронштадта, вынесенных от берега (фортов, дамб и пр.), осуществлялся в зимний период. Такая методика использовалась уже при строительстве первого кронштадтского форта – Кроншлота. Для возведения основания сооружения на льду из хвойных пород дерева сколачивались ряжи, вокруг них прорубались проруби (майны), после чего заполнявшиеся камнями ряжи опускались под своей тяжестью на дно, создавая основу для верхней части конструкции. Верх ряжей заканчивался бревенчатым накатом, на котором создавалась верхняя часть сооружения. Эта технология использовалась до нач. XX в.
8 апреля 1880 г. правление Петербургско-Петрозаводской пароходной компании уведомила городские власти об окончании строительства новой пристани. Строительство дамбы, соединяющей пристань с берегом, было завершено лишь в июле. Торжественное открытие пристани состоялось 18 июля 1880 г.
Еще до торжественного открытия пристани Кронштадтская дума обратилась в Министерство Финансов с просьбой открыть на новой пристани буфет. В просьбе «открытия буфета с продажею крепких напитков» городским властям было отказано, поскольку открытие этого буфета «нарушало бы права других владельцев питейных заведений».
2 апреля 1881 г. Кронштадтская дума постановила за право причаливания пароходов к пристани взымать 300 рублей за каждую навигацию.
Судя по изображениям на почтовых открытках кон. XIX – нач. XX вв., Петербургская пристань представляла собой достаточно сложный комплекс причальных сооружений с многочисленными строениями, созданными над ряжевыми или наплавными конструкциями.
В 1890-е гг. дорога, проложенная по дамбе к новой пристани, была засажена тополями и приобрела вид бульвара. Посадка деревьев была начата 20 октября 1893 г. 25 июня 1894 г. состоялось торжественное открытие бульвара.
В справочной книге по Кронштадту за 1916 г. дорога на Петербургскую пристань названа просто Аллея. Вероятно, до 1960-х гг. эта трасса не имела официального названия. Неофициально она называлась Тополевой аллеей, Новым бульваром или Пароходным бульваром.
Территория к северу от дороги на пристань постепенно засыпалась. Восточная часть этой территории (между Артиллерийской дамбой и мостом Петербургской пристани) стала засыпаться еще до создания дамбы Петербургской пристани, с 1860-х гг. К началу 1870-х гг. в западной части этой территории существовали Газовый завод и парк. Восточная часть этой территории до начала XX в. оставалась незасыпанной. Судя по историческим планам, она засыпается в первые десятилетия XX в.
Территория к югу от дороги на пристань (территория рассматриваемого участка) на картах и планах советского периода представляет собой часть акватории Финского залива. Вероятно, эта территория была намыта уже во втор. пол. XX в. Впервые намывной участок к югу от Тулонской аллеи появляется на картах 1980-х гг. На плане Кронштадта 2000 г. территория рассматриваемого участка отмечена как относящаяся к Бетонному заводу. Бетонный завод указан в телефонных справочниках Ленинграда 1973 г. и 1982 г. по адресу Кронштадт, Ленинградская улица, дом 2. Другая информация об этом объекте отсутствует. До недавнего времени территория к югу от Тулонской аллеи относилась к Кронштадтскому Морскому заводу. наверх

 Рекомендовать сайт в соц. сетях

 

 

 

 

 

 

© ООА ИИМК РАН, 2010. Все права защищены. Последнее изменение: 23.01.2014