Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 18, тел./факс 8 (812)571-67-96  e-mail: ooa@archeo.ru

 

Новости

 

Проекты

 
 
 



Подготовка исторической справки на территорию, ограниченную Митрофаньевским шоссе, Малой Митрофаньевской улицей и Старообрядческой улицей по объекту: «Проектирование и строительство Новоизмайловского пр. от Благодатной ул.
до Обводного кан. 1 этап.»


Историческая справка (выдержки из отчета)

До 1830-х гг. территория использовалась под сельскохозяйственные угодья. Здесь располагались участки земли крестьян деревни Тентелевой (Тентелевки) В то же время на плане Петербурга 1804 территория обследования обозначена как «Выгонная земля, принадлежащая городу». В 1830-х гг. по южной части территории, примерно в створе современной Ташкентской улицы предполагалось прорыть канал. Проект канала даже был утвержден Императором, однако строительство так и не состоялось. Какие-то долговременные постройки и иные сооружения на участке до разбивки здесь кладбищ отсутствовали.
История участка с 1830-х годов связана с существованием на территории трех кладбищ: Митрофаньевского православного, Митрофаньевского финского (лютеранского) и Громовского старообрядческого

Митрофаньевское православное кладбище

В 1829 году в Санкт-Петербурге начали готовиться к приходу до этого времени неизвестной болезни – холеры. Вот как описывается это явление в Историко статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии «То медленными шагами неторопливого путника переходила она из города в город, из села в село; то вдруг сразу проносилась через огромные пространства, являясь там, где ее меньше всего ожидали. И эта страшная гостья быстро продвигалась на север к Петербургу, где и стали готовиться к приему ее». Для ограничения распространения болезни в Петербурге, в 1830 году был учрежден медицинский совет, который составил и опубликовал правила погребения умерших от холеры.
Для погребения умерших от холеры был отведен и обнесен забором участок в 645 кв. саженей (чуть менее 3000 кв. м) к востоку от деревни Тентелевка. Какого-либо благоустройства участка и сооружения зданий для совершения обрядов в то время на кладбище не предусматривалось, как не предусматривалось и участие священников в погребении. Сам участок находился в ведомстве полиции, которая и вела счет погребенных. К сожалению, сегодня нельзя сказать сколько именно человек было погребено на кладбище во время эпидемии холеры. В то время кладбище именовалось – холерное Тантелеевское.

Изначально выделенной территории для погребения умерших вскоре стало не хватать, и к кладбищу стали прирезать новые участки. Всего отведено под кладбище 65735,5 кв. саж. (27 десятин 935,5 кв. саж.). В тоже время согласно фактическому обмеру городского землемера Путилина, произведенному в 1871 году, под кладбищем было 69569 кв. саж, а к моменту начала работы комиссии о закрытии Митрофаньевского кладбища (70-е гг. XIX века) - 79200 кв. саж.

Постройки на территории кладбища

Отсутствие храма на кладбище, где были погребены родные и близкие многих Петербуржцев, привело к тому, что в 1835 мещанка Феврония Комарская получила разрешение на строительство деревянного храма во имя новоявленного угодника Божьего, воронежского святителя Митрофана. Строительство храма велось как на средства, собранные самой Комаровской, так и на пожертвования частных лиц. Строительство церкви начали сразу после Троицы, а завершили к августу 1835 года. Церковь имела размеры 12 сажень в длину и 6 в ширину, на каменном фундаменте. В общей сложности строительство храма обошлось в 13 556 рублей.
Освящение церкви состоялось 21 октября 1835 года, тогда же к ней был определен священник Петр Лебедев, позже (19 ноября того же года) назначенный ответственным за строительство каменного храма. Первым церковным старостой был назначен купец первой гильдии В. Г. Жуков, который провел первое благоустройство кладбища. Так, в 1836 году при нем была проложена дорога от московского шоссе до церкви длиной более 1,2 км, а вокруг самого кладбища выкопаны рвы и насыпаны валы. Церковь в это же время была обшита досками и окрашена.
Сразу после постройки деревянного храма церковные власти озаботились постройкой храма каменного. Изначальный проект строительства каменного храма был предложен князем И. Л. Шаховским и состоял в том, чтобы построить храм подобный воронежскому собору, где хранились мощи святителя Митрофана. План этот был рассмотрен и одобрен Советом публичных зданий и утвержден Санкт Петербургским военным генерал-губернатором графом Эссеном. Одновременно с этим Ф. Комарская предложила построить храм по проекту архитектора К. А. Тона, подобный тому, что был возведен в г. Свеаборг (Хельсинки). В итоге Святейший Синод выбрал именно этот проект и 6 сентября 1839 года своим указом разрешил постройку храма. Военный генерал-губернатор Петербурга П. К. Эссен распорядился выделить 1,25 (ок. 1,3 га) десятин из возделываемого городского поля под строительство храма. 31 декабря 1839 года была учреждена строительная комиссия под председательством князя И. Л. Шаховского. К июлю 1840 года была завершена основная часть закупок строительных материалов и вбиты часть свай под фундамент. Весной 1841 года было начато строительство храма под руководством архитектора Карла Реймерса и в июне 1841 года завершены земляные и свайные работы, при этом по-новой было вбито 936 свай.
К августу 1842 года постройка храма к церкви уже подходила к концу, когда 5 августа обрушились три купола. По освидетельствованию инженера путей сообщения генерал-лейтенанта Готмана оказалось, что причиной падения куполов было возведение их в дождливое время по недостаточно просохшим аркам и сводам. В результате обрушения куполов архитектор К. Реймерс был отправлен на две недели на гауптвахту, а дальнейшее строительство поручено генерал-лейтенанту Готману и архитектору А. Адамини. Однако в августе 1846 года Адамин скончался и достраивать храм пришлось надворному советнику Ф. Русско. В итоге каменный храм был достроен в 1847 году и освящен 17 августа этого же года. В нем было 2 престола: во имя новоявленного чудотворца воронежского Митрофана и в подвальном этаже во имя московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Высокий пятиярусный иконостас и роспись сводов выполнили по эскизам академика Ф. Г. Солнцева, иконы написали известные академические живописцы П. М. Шапшин, К. Дузи, А. В. Нотбек, А. А. Васильев, К. А. Зеленцов. В 1861 и 1869 году церковь ремонтировалась, а в 1872 году в ней случился пожар, при котором сгорели часть архива и ризницы.
После освящения каменной церкви деревянную не разобрали. В 1859 году ее основательно отремонтировали и вновь освятили, на этот раз под именем Спасской. Весной 1883 года сильный пожар уничтожил эту деревянную постройку, но за лето 1883 года архитектор Г. И. Карпов восстановил храм, немного отступив от первоначального проекта.
Третья кладбищенская церковь – Сошествия Святого духа – напоминала большую надмогильную часовню. Ее возвел в 1885-1887 гг. на собственные средства купец А. Л. Кекин над могилой сына. У ворот кладбища стояла часовня Александра Невского.
Для помещения церковнослужителей первоначально при кладбище существовало 3 деревянных дома, выстроенных еще Ф. Комарской. Один из этих домов был построен в 1835 году с подвалом и мезонином с жилой пристройкой. В этом доме жили причетник, свечник и смотритель кладбища. Подвал отдавался под молочную лавку, а мезонин занимала просфирня.
Другой дом двухэтажный со службами построен был в 1839 году. В этом доме помещались протоирей, один из причетников и просфирня. Третий дом был построен в 1843 году и предназначался для жительства священника. Все три дома были расположены в пределах кладбища среди могил четвертого разряда.
В 1864 году начато и в 1868 окончено строительство двух каменных двухэтажных домов, куда и переселились священника. Старые же деревянные дома отданы под проживание вдов и сирот, а также сторожей и могильщиков. В 1871 году один из деревянных домов был разобран, а другой отремонтирован. На месте разобранного тогда же был выстроен деревянный дом на кирпичном фундаменте. Кроме того, на территории кладбища находились две монументные лавки с квартирой и кузницей.







Исследуемый участок на плане Санкт-Петербурга 1804 года

Исследуемый участок на плане Санкт-Петербурга 1835 года

Исследуемый участок на плане Санкт-Петербурга 1860 года

Исследуемый участок на плане Санкт-Петербурга 1884 года


Исследуемый участок на плане Санкт-Петербурга 1889 года


Исследуемый участок на плане Санкт-Петербурга 1904 года


Исследуемый участок на плане Санкт-Петербурга 1906 года

Храм святителя Митрофана на Митрофаньевском кладбище.
Фото 1910-х гг.

Храм святителя Митрофана на Митрофаньевском кладбище.
Фото 1929 г.

Спасская церковь на Митрофаньевском кладбище.
Фото 1920-х гг.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Громовском старообрядческом кладбище. Фото 1915 г.
Митрофаньевское кладбище никогда не считалось богатым и престижным среди петербургских некрополей. Хоронили здесь в основном небогатый люд – купцов, чиновников, мещан. Относительная дешевизна кладбища сделала его местом погребения многих петербургских актеров и литераторов среднего достатка. В бесплатных участках находили последний приют умершие в больницах и богадельнях. Богатые захоронения были сосредоточены в основном вблизи Митрофаньевской церкви.

Закрытие Митрофаньевского кладбища

Попытки закрыть Митрофаньевское кладбище, как и ряд других, расположенных в городской черте начали предприниматься достаточно рано. В мае 1871 года кладбище посетила комиссия, состоявшая из врачей и восьми депутатов духовного ведомства, которая пришла к неутешительным выводам, что, во-первых, на кладбище могилы часто роют не на определенную законом глубину, во-вторых, что значительная прирезка земли к кладбищу невозможна, да и при прирезке грунт не соответствует требованиям закона, в-третьих, что кладбище при существующем положении дел не сможет долго обеспечивать потребности города. В результате работы комиссия пришла к выводу, что существующие кладбища в столице неудобны, как по свойствам самого грунта, так и по близости к населению, и что кладбища следует устраивать за городом.
20 октября 1871 года было издано Высочайшее соизволение на устройство двух загородных кладбищ с тем, чтобы воспрещен был привоз покойников на три существующие кладбища: Митрофаньевское, Волковское и Смоленское из больниц и других богоугодных заведений. Однако, несмотря на это, захоронения на Митрофаньевском кладбище продолжались и Городская управа 14 июля 1878 года ходатайствовала о постепенном закрытии городских кладбищ. Впрочем, дело о закрытии Митрофаньевского кладбища тянулось достаточно долго и не было решено вплоть до революции.
После революции судьба Митрофаньевского кладбища долгое время была не определена. Первые годы здесь еще продолжались захоронения. Так, в 1922 г. здесь был похоронен известный математик профессор Петербургского университета академик А. А. Марков.
На основании Постановления президиума Ленсовета от 07 мая 1927 года, Митрофаньевское православное и Лютеранское кладбища были закрыты «ввиду невозможности их дальнейшей эксплуатации из-за переполнения и несоответствия санитарным требованиям». Через два года была закрыта и вскоре снесена Митрофаньевская церковь. В 1930-е гг. несколько исторических захоронений были перенесены в музейные некрополи. В Некрополь мастеров искусств перезахоронили актеров А. М. и Я. Г. Брянских, И. П. Киселевского, Е. С. Семенову. На Литераторские мостки — литераторов Л. А. Мея, А. А. Григорьева, А. К. Михайлова-Шеллера и М. И. Пыляева.
Начиная с 1941 года на территории Митрофаньевского кладбища производились захоронения погибших воинов и жителей блокадного Ленинграда. На плане города 1947 года кладбище обозначено в исторических границах.
В послевоенный период времени на данном участке земли располагался рынок подержанных вещей, а затем, начиная с момента его закрытия в 1956- 1957 годах - различные складские и ремонтные помещения ангарного типа.
Сейчас территория Митрофаньевского кладбища занята гаражами и различными предприятиями.

Территории Митрофаньевского кладбища в XXI веке

Вопрос о судьбе территории, на которой находилось Митрофаньевское кладбище, поднялся в начале 2000-х годов, когда на территории, в которую в том числе попадают и границы Митрофаньевского православного и Лютеранского кладбищ, предполагалась реализация масштабного проекта «Измайловская перспектива». В рамках проекта предусматривалось строительство общественно-делового района с жилыми кварталами. Предусматривается пробивка Варшавской улицы по трассе линии Варшавской железной дороги, Новоизмайловского проспекта до Обводного канала.
Данный проект вызвал недовольство части жителей Санкт-Петербурга и ряда общественных организаций, наиболее крупной из которых является Митрофаньевский союз, которые начали борьбу за создание на территории бывших кладбищ мемориальной зелёной зоны.
В 2009 году было проведено выездное заседание комитета по градостроительству и архитектуре, на котором присутствовали и представители других комитетов администрации Санкт-Петербурга. Итогом этого заседания стала выдача Митрофаньевскому союзу технического задания на проведение историко-культурной экспертизы, целью которой является выяснение точных границ бывшего Митрофаньеского кладбища и его размеров, а также составление списков погребённых лиц.
В 2009 году экспертами ВООПиК была проведена государственная историко культурная экспертиза. В итоге проведения экспертизы было предложено включить некрополь в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с формулировкой: Митрофаньевское кладбище (православное и лютеранское) с территорией и зданиями как объект культурного наследия регионального значения. Однако, в настоящий момент в Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, на государственной охране состоят только ряд сохранившихся церковных зданий.

Лютеранское кладбище

Финское кладбище открыто в 1845 году. По плану, снятому в 1880 году территория кладбища занимала 5 десятин 1374 кв. саженей (около 6 га). На участке кладбища стоял деревянный дом, а в 1870-1871 г. по проекту А. Ф. Мельгрена выстроена часовня. С 1858 года на кладбище также стали хоронить прихожан шведской церкви св. Екатерины и прихожан латышского лютеранского прихода.

Громовское старообрядческое кладбище

Громовское старообрядческое кладбище названо так по фамилии своего попечителя – Сергея Громова. Основано в 1825 году.
Оно было одним из центров Белокриницкого согласия - самого большого течения старообрядцев-поповцев - и было центром этого толка для всего северо-запада России. Основатели кладбища - Сергей и Федул Громовы, выходцы из старообрядческого села Гуслицы под Москвой. В Петербурге им принадлежала Громовская лесная биржа - огромные торговые склады близ Смольного. Другая биржа Громовых находилась на левом берегу Фонтанки, напротив Апраксина двора. Официальным главой петербургского поповства считался попечитель королевской моленной Сергей Громов, жену которого, Елену Ивановну, старообрядцы называли "госпожой Дому Израилеву, истинной рабой Христовой". Но фактическим лидером общины был младший брат, более осторожный Федул Громов, меценат и коллекционер, владелец лучшей в Петербурге оранжереи на Аптекарском острове.
В 1835 г. "по прошению попечителей старообрядческого общества здешних купцов Сергея Громова и Никиты Дрябина" официально отвели одиннадцать тысяч восемьсот пятьдесят четыре квадратные сажени (5,37 га) земли для кладбища. Старообрядцы жили в столице еще с момента ее основания и процветая, в царствование Екатерины II и Александра I. В конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 г. они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов. В 1905 г. все ограничения со старообрядцев были сняты. Поначалу кладбище поповцев находилось на Волковом поле, но когда при Павле I оно перешло к единоверцам, Ф. Громов в 1825 г. подарил для него землю в другом месте, где девять лет спустя возникло новое кладбище с богадельней и моленной в деревянном доме. В 1844 г. здесь была освящена деревянная Успенская церковь на 150 человек, куда из закрытой моленной на Ивановской улице перенесли иконы XVI в. и утварь. С появлением в 1862 г. "окружного послания", которое разделило поповцев на окружников и неокружников, кладбище отошло к первым, которых было большинство.
В 1878 г. небольшая церковь с главкой была расширена двумя приделами, а в 1906 г. украшена звонницей. 19 февраля 1907 г. при ней была учреждена старообрядческая община, решившая выстроить новый храм.
В 1912 г. по проекту Н.Г. Мартьянова, архитектора-старообрядца из Москвы, на кладбище началось возведение выдержанного в суздальском стиле каменного двухэтажного Покровского храма на 2.000 человек. Вчерне он был готов в следующем году, и уже 16 ноября 1914 г. состоялось освящение придела ап. Иакова, размещенного под шатровой колокольней. 4 января 1915 г. епископ Геронтий освятил главный придел, но боковые остались неосвященными, равно как и нижний храм, который, как выяснилось, временами заливало водой.
После революции 1917 года кладбище с храмами перешло к общине протопопа Аввакума. В октябре 1922 г. Успенская церковь была закрыта, а Покровская взята под охрану обществом "Старый Петербург", что не спасло ее в 1932 г. от закрытия. В 1934 г. Покровский храм был взорван.
В советское время территория кладбища сократилась с 5 га до 0,9 га. На части территории кладбища располагались склады и была проложена ж/д ветка. Возглавлявший приход епископ Геронтий (Лакомкин) был репрессирован. До наших дней на кладбище уцелело несколько десятков памятников над купеческими могилами Рахмановых, Цековых, Головиных, Кашиных и др.
Новый слой немногочисленных захоронений относится к 1920-м – 1930 м гг. Есть также три могилы военного времени. Кладбище было закрыто в 1939 г.

наверх

 Рекомендовать сайт в соц. сетях