Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 18, тел./факс 8 (812)571-67-96  e-mail: ooa@archeo.ru

 

     
Проекты Главная > 2009 г. Проекты > Смольный > История строительства колокольни

2013 г.

Археологические разведки

Археологические раскопки

Подготовка исторической справки

Археологический надзор

2012 г.

Археологические разведки

Археологические раскопки

Археологический надзор

Подготовка исторической справки

2011 г.

Археологические разведки         

Археологические раскопки      

Археологический надзор

 2010г.

2009г.

2008г.

 

   

Краткая история строительства колокольни

(Раздел составлен на основании исторической справки А.М. Зориной)

Закладка монастыря состоялась 30 октября 1748 года. Над первоначальным вариантом проекта Ф.-Б. Растрелли работал до 1749 г. Наличие колокольни над въездными воротами в монастырь было предусмотрено уже в первом варианте проекта (рис. 4). Первый вариант не получил одобрения императрицы.  12 июля 1749 г. она указала Растрелли создать собор  «не по римскому маниру», а пятиглавым по образцу Успенского собора в Кремле, но «только б была снаружи и внутри с приличным греческой церкви украшением и светлее».  Предлагалось также построить колокольню в монастыре «такой, как здесь Ивановская большая колокольня». Для сравнения с указанным заказчицей образцом архитектору был выслан из Москвы чертеж колокольни Ивана Великого.

Новый проект с пятиглавым собором и 140-метровой пятиярусной колокольней был утвержден в 1750 году (рис. 3). Следующим этапом проектирования было создание деревянной модели монастыря. Указание строить модель было дано императрицей после утверждения проекта монастыря 1750 г. Изготовление модели, начатое в 1750 г., было закончено в 1756 г. (рис. 10-13). В процессе изготовления модели продолжалась доработка проекта. Планово-объемная схема основания колокольни осталась неизменной: первый этаж представляет собой плановый прямоугольник с мощным основанием колокольни в центре, представляющим собой четыре опоры по сторонам от центрального проезда на территорию монастыря.

Весной или летом 1751 года началось рытье ямы под фундамент колокольни и забивка свай. Котлован имел глубину 2 сажени (4 м). В 1751-1753 годах под фундамент колокольни было забито 10 539 свай длиной от 2 до 6 сажен (4-12 м). К осени 1757 г. была закончена закладка фундамента. Со смертью императрицы Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 г.) работы  по строительству монастыря не были остановлены, но финансирование сократилось и темпы строительства замедлились. В 1765 г. возводился цокольный этаж колокольни.

В 1767 г. строительство колокольни было остановлено на уровне «первого этажа», как говорится в документах. На  месте колокольни был возведен двухэтажный корпус, в центре которого устроен проезд на территорию монастыря. Первый ярус колокольни по проекту фланкировался двумя небольшими помещениями с высоким цокольным этажом.  По высоте и расположению этажей фасады этих боковых крыльев колокольни совпадали с прилегающими каре монастырских келий. После 1768 г. слово «колокольня» исчезает из отчетных документов, по-видимому, недостроенное сооружение фигурирует в списках под названием «караульни» и «швейцарской».

После отъезда Ф.-Б. Растрелли за границу в 1764 г. завершение строительства было поручено Ю. М. Фельтену. В задачи архитектора входило приспособление помещений Воскресенского Новодевичьего монастыря для размещения в нем Института благородных девиц.

В 1802-1803 годах Антонио Порто, занимавший тогда  пост архитектора Общества благородных девиц, возвел на месте колокольни трехэтажный корпус дортуаров (спальных корпусов) института (рис. 7). Корпус располагался в центральной части западной стороны монастыря, и имел  низкие ворота в центре для проезда на территорию института. Неясен характер использования фрагментов колокольни при строительстве здания А. Порто. Однако так как колокольня была достроена до верха первого яруса, можно предположить, что ее стены были включены в здание дортуаров.

Одновременно с работами архитектора В.П. Стасова по возобновлению и завершению собора (1832-1835), была проведена перестройка западного фасада монастыря (рис. 8).  Работы проводились по указанию (и  карандашному наброску) императора Николая I, который пожелал устроить «прямой подъезд» к храму. В ходе работ в 1833 г. были разобраны флигель, возведенный в 1802-1803 гг. на основании колокольни в середине западного крыла каре, и центральная часть западного фасада ограды (рис. 9). Фундамент колокольни, на котором был сооружен корпус дортуаров, был, по-видимому, сохранен: в перечне документов, относящихся к перестройке, имеется дело «Об оставлении фундамента колокольни без выемки».

Таким образом, судя по известным письменным источникам, в настоящее время остатки колокольни могут представлять собой фундаменты, скорее всего, из известняковой  плиты. Известно, что для строительства колокольни были использованы «тосненская плита» и «дикий морской камень» (гранит). Под фундамент был выкопан котлован, в дно которого вплотную друг к другу забиты деревянные сваи длиной от 2 до 6 саженей. Соотношение основания колокольни с основаниями построенных В.П. Стасовым флигелей пока неясно. Для того чтобы подтвердить сохранность фундамента колокольни и идентифицировать части строения, необходимо было провести археологические изыскания на месте, где располагалась колокольня.

наверх

Краткая история строительства колокольни

Археологические исследования фундамента колокольни Смольного собора

Иллюстрации

 

 

© ООА ИИМК РАН, 2010. Все права защищены. Последнее изменение: 07.10.2013