Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 18, тел./факс 8 (812)571-67-96  e-mail: ooa@archeo.ru

 

 
Главная > 2010 г. Проекты > г. Санкт-Петербург, Сытнинская ул., д.9, литера А. > Краткая историческая справка
 

Краткая историческая справка

Местность вокруг Сытного рынка к северу от кронверка Петропавловской крепости издавна получила у петербуржцев прозвание «Козье Болото». Так называли места окраинные, нежилые, мусорные, связанные с жизнью городских низов, торговлей и казнями.

В XVII в. территории в глубине Петровского острова не были заселены. Немногочисленное местное население группировалось близ северного берега Невы, где на шведском плане 1643 г. показано несколько строений (рис.1). Неподалеку от берега проходила дорога, ведшая из Ниена в сторону стрелки Васильевского острова (рис.2).

Помимо «Козьего Болота» этот район Сытнинской улицы в начале XVIII в. Носил названия «Татарской слободы», возникшее по преданию, после размещения здесь Петром Первым частей иррегулярной конницы, набиравшейся из татар, калмыков и башкир. Позднее здесь стали селиться и торговцы – выходцы из азиатских регионов. Здесь же при Петре Великом возник и «татарский ветошный» или «тряпичный» рынок.

В 1710 г. пожар уничтожил рынок, располагавшийся к востоку от «Козьего Болота» на Троицкой площади. Чтобы обезопасить от будущих пожаров регулярную городскую застройку в древнейшем административном центре Петербурга, рынок был перенесен на пустырь близ кронверка – так на «Козьем болоте» возникла знаменитая «Обжорка» или «Сытный рынок» - старейшее из дошедших до наших дней торговых мест столицы.

Далее от кронверка за рынком располагались солдатские слободы, где размещались квартировавшие в городе полки. Здесь же находились лазареты и прочие необходимые учреждения.

В первые годы существования Петербурга в татарской слободе неподалеку от Сытного рынка стояла деревянная кирха Святого Петра для пленных шведов, перенесенная затем к Литейному двору. После этого события и до середины XIX века отдельного лютеранского храма на Петербургской стороне не было. В 1863 г. лютеранская консистория постановила учредить в городе новые молитвенные дома, один из которых был открыт пастором Альбертом Мазингом (будущий пастор церкви Святой Марии) в начале Каменноостровского проспекта. Одновременно у Сытного рынка было отведено место для деревянного храма, но позже его пришлось поменять на другое, купленное неподалеку.

Церковь Святой Марии (рис. 3) является первой самостоятельной работой архитектора Иеронима Севастьяновича Китнера (1838-1929), выполнена она была в соавторстве с другом-архитектором и единомышленником Виктором Александровичем Шретером (1839-1901). Инициатива строительства принадлежала князю Барклаю де Толли-Веймарн и полковнику Р. Фон Риттер. Деревянную церковь предполагалось построить недалеко от школьного здания Святой Марии (ныне утрачено), которую он также проектировал совместно с И.Китнером. В мае 1872 г. были начаты строительные работы, в ходе которых к августу следующего года была завершена школа и вчерне – церковь, заложенная 14 сентября 1872 г.

Строительство церкви началось на участке у перекрестка двух улиц – Кронверкской (с 1771 г., 1798-1810-е гг. – Покровская) и Сытинской (с 1858 г., 1836-1883 – Сытнинский пер.. 1849-1858 – Сытная ул.), приобретенном лютеранским приходом в собственность. Архитекторы принимают оригинальное решение, разместив церковь таким образом, что ее главная ось совпадала с диагональю прямоугольного земельного участка, и размещают алтарную часть, увенчанную колокольней на углу двух улиц (рис. 4). Квартал приобретает вертикальную доминанту высотой 32.5 м. Вход в церковь осуществлялся со двора. Церковь выполнена по мотивам деревянных средневековых построек, вычурность форм ее такова, что обратила на себя внимание Альберта Бенуа, запечатлевшего ее в акварели (1881 г.) (рис. 5).

Деревянные стены покоились на кирпичном цоколе, облицованном известняковым камнем. Цоколь был прорезан окнами различной формы – прямоугольными и трапециевидными. Под зданием был устроен обширный подвал. Вертикальные акценты постройке добавляли две лестничные башни, располагавшиеся на дворовом фасаде. План постройки уникален для лютеранских церквей – это четверть правильного восьмиугольника. По задним (дворовым?) стенам амфитеатром располагались хоры, лестницы на которые вели с двух боковых входов. Взаиморасположение проповедника и паствы позволяло ему быть хорошо слышимым отовсюду. В отделке интерьера выделялись штукатурные тяги, лепные капители на столбах, орнамент над большими окнами. Алтарный витраж «Распятие с предстоящими», выполненный по эскизу В.Д. Сверчкова, был выполнен в Италии и подарен кн. Барклаем. Интерьер освещался также большими трапециевидными окнами днем, и тремя латунными люстрами – вечером.

14 сентября 1874 г. кирха была освящена суперинтендантом Фроманом.

Приход, построивший церковь Святой Марии, был создан в 1866 г. для проживавших на Петроградской стороне лютеран (общим числом около 3500 человек), в своем большинстве рабочих. При приходе функционировали сиротский приют, богадельня для вдов, училище третьего разряда. Только в этом лютеранском приходе города собрания проводились как на немецком, так и русском языках.

Осенью 1912 г. кирха пострадала во время пожара, но была быстро отремонтирована. После пожара община стала собирать средства на строительство нового каменного храма, но сбыться этим планам не было суждено.

После 1917 г. советскими властями храм был отдан адвентистам, а 31 августа 1935 г. был закрыт и передан под детский клуб. Во время блокады церковь разделила участь почти всех деревянных домов Петроградской стороны – горожане разобрали здание на дрова. После войны здесь располагался сквер. В настоящее время на его месте находится огороженная автостоянка.

наверх

Результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© ООА ИИМК РАН, 2010. Все права защищены. Последнее изменение: 07.10.2013