Санкт-Петербург, Дворцовая наб. 18, тел./факс 8 (812)571-67-96  e-mail: ooa@archeo.ru

 

     
Проекты Главная > 2009 г. Проекты > пр. Бакунина > История храма

2013 г.

Археологические разведки

Археологические раскопки

Подготовка исторической справки

Археологический надзор

2012 г.

Археологические разведки

Археологические раскопки

Археологический надзор

Подготовка исторической справки

2011 г.

Археологические разведки         

Археологические раскопки      

Археологический надзор

 2010г.

2009г.

2008г.

 

История храма

История храма Св. Николая Чудотворца и Св. благ. вел. кн. Александра Невского восходит к осени 1870 г., когда купцы Старо-Александровского рынка, что располагался на Калашниковском проспекте (современный проспект Бакунина), приняли решение построить небольшую деревянную часовню в память спасения Александра II при покушении на него 25 мая 1867 г. в Париже (Антонов, Кобак, 2003. С. 248).

В 1872 г. проект шатровой часовни в русском стиле был утверждён, однако строительство затянулось, и освящение часовни, названной Александро-Николаевской, состоялось только в 1879 г. (Антонов, Кобак, 2003. С. 248; Поселянин, 1916. С. 7). Осенью 1885 г. маленькая Александро-Николаевская часовня сгорела дотла. После восстановления в камне часовня перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (Антонов, Кобак, 2003. С. 248–249). В 1905 г. часовня была переустроена внутри «без всякого изменения снаружи» в церковь Св. Николая (Александро-Николаевский храм). В 1907–1908 гг. по проекту архитектора П. Д. Мегорского вокруг здания церкви возводят новые стены, надстраивают пять главок и небольшую звонницу (Поселянин, 1913. С. 12–13; Антонов, Кобак, 2003. С. 249). В 1911 г. Палестинским Обществом была заказана разработка проекта нового здания храма.

В виду полного отсутствия  в Санкт-Петербурге образцов древнерусского зодчества было решено строить новую церковь наподобие небольших Новгородско-Псковских храмов со звонницами, и «перенести на берег Невы Великой… прекрасный и изящный памятник древнерусского храмового строительства и поставить его как бы в сравнение с громадными храмами нашей столицы – соборами Исаакиевским и Казанским» (Поселянин, 1916. С. 14). Соответствующий проект представил видный петербургский зодчий модерна С. С. Кричинский, зарекомендовавший себя мастером «неорусского» стиля в архитектуре начала XX в. (Поселянин, 1913. С. 12–14; Антонов, Кобак, 2003. С. 249; Лисовский, 2000. С. 322).

Новый храм был заложен 8 сентября 1913 г. на небольшом перекрёстке Калашниковского проспекта и 2-й Рождественской улицы (современная 2-ая Советская улица). В основание храма были помещены ковчежец с частицей мощей Св. Алексия, Митрополита Московского, мраморная закладная доска и юбилейные монеты. Освящение храма в честь Св. Николая Чудотворца и Св. благ. вел. кн. Александра Невского состоялось 15 декабря 1915 г. (Антонов, Кобак, 2003. С. 249; Поселянин, 1915. С. 16).

Своим оригинальным планом церковь напоминала ранние, «подлинные» крестово-купольные псковские храмы с пониженными угловыми компартиментами (Спасо-Мирожский собор в Пскове, около 1142 г.). С восточной стороны угловые камеры представляли собой полуциркульные апсиды. Рукава креста были столь выделены по высоте, что храм выглядел крестообразным (восточный рукав  – средняя апсида). Трехпролетная звонница над главным входом на притворе, увенчанная миниатюрной главкой, являлось яркой псковской особенностью.

Храм имел характерную для новгородско-псковской традиции XIV–XV вв. восьмискатную кровлю и щипцовое завершение фасадов. В качестве декоративных мотивов были применены киоты, треугольные впадины, амбразуры, в которых размещались щелевидные полуциркульные оконные проемы, восьмиконечные кресты по образу церкви Спаса на Ильине в Новгороде, полуциркульные ниши с бровками на барабане, псковские валиковые разводы на средней апсиде, покрытие кровли зеленой поливной черепицей, подобно псковским храмам. Наружные стены были оштукатурены, обложены белым старицким камнем, из которого изготавливались накладные орнаменты (Поселянин, 1915. С. 18).

Под храмом располагалась палата – полуподвальное помещение, которое «поднималось над уровнем земли и вдавалось в землю приблизительно на 1,5 аршина», куда вела узкая винтовая лестница. Палата была расписана по образу Московских кремлевских дворцовых теремов XVII в., внутри находились подлинные вещи той эпохи: печь из изразцов XVII в., ларец XVII в. для хранения книги почетных посетителей, сундук, окованный железом и люстра XVII в. В палате проходили заседания совета Императорского Палестинского Общества (Поселянин. 1916. С. 30).

В соответствии с внешним видом храма были украшены и внутренние стены. За образец росписи была взята иконопись XV в. Ферапонтова монастыря, принадлежавшая кисти Дионисия. Роспись храма была выполнена художниками В. А. Плотниковым и В. С. Щербаковым (Поселянин, 1916. С. 14–15).

Самую драгоценную достопримечательность церкви представлял собой пятиярусный иконостас. В составе иконостаса находились образы XV–XVII вв., в том числе редкая икона Св. Николая Мирликийского и Св. мученицы царицы Александры XV в., икона Успения Божией Матери XV в. (Поселянин, 1916. С. 19).

В 1922 г. имущество церкви было взято под охрану Главмузея, соответствующий документ подписал А. В. Луначарский. 9 февраля 1932 г. областная комиссия по вопросам культов приняла решение о ликвидации церкви. Постановление Леноблисполкома о закрытии и сносе храма 21 февраля 1932 г. в связи с «необходимостью выпрямления трамвайных путей» было утверждено Президиумом ВЦИК. 20 мая 1932 г. храм-музей был взорван; теперь на этом месте проезжая часть улицы (Антонов, Кобак, 2003. С. 249).

Храм Св. Николая Чудотворца и Св. благ. вел. кн. Александра Невского являлся редким для Санкт-Петербурга образцом архитектуры «неорусского» архитектурного стиля начала XX в., сочетавшего в себе традиции национального зодчества XIV–XV вв. и новую архитектурную эстетику модерна.

наверх

История храма

Археологические

исследования

Археологические

находки

Иллюстрации

 

 

     
 

© ООА ИИМК РАН, 2010. Все права защищены. Последнее изменение: 07.10.2013